Весьма
сложной и, пожалуй, слабо решаемой в школьной практике является проблема
формирования у учащихся полноценных художественных вкусов, умения отличать
высокохудожественные произведения от примитивного ремесленничества и от
художественных поделок. Это особенно относится к музыке и изобразительному
искусству, когда учащиеся зачастую увлекаются какофонией в музыке и так
называемым модернистским искусством. Трудности школы здесь усугубляются тем,
что средства массовой информации, различные дискотеки и видеотеки слишком
широко популяризируют далекую от художественного качества музыку, кинофильмы и
уделяют недостаточно внимания пропаганде действительно хорошей современной
музыки и литературы. Противостоять этому школа может, только используя высокие
образцы искусства. Очень важно в этих классах обращать внимание учащихся на то,
как тонко передаются различные настроения и переживания человека в поэзии,
музыке, изобразительном искусстве.
Человек
по своей природе является существом творческим. С раннего возраста дети пробуют
свои силы в пении, рисовании, рассказывании. Задача школы - не только
поддерживать эти склонности, но и содействовать их развитию. С этой целью
учителя дают учащимся задания делать свои иллюстрации к литературным
произведениям, пейзажные зарисовки окрестностей села или города, пробовать свои
силы в поэзии и прозе. Подобные задания рассчитаны главным образом на их общее
художественно-эстетическое развитие. Для тех школьников, у которых
обнаруживаются творческие способности, эти задания служат средством развития
художественных умений, накопления и совершенствования эстетического опыта.
Здесь иногда важен толчок. Как отмечалось в одной статье, «стоит пробудить в
ребенке художника - и его уже не удержишь от творчества: он обязательно будет
рисовать, писать стихи или сочинять музыку».
Уже
упоминавшийся выше композитор Д.Б.Кабалевский выдвигал идею о том, чтобы уроки
музыки посвящались практическому восприятию и освоению музыкальных
произведений, глубокому ознакомлению учащихся с особенностями отражения в них
реальных явлений жизни, нравственных и социальных отношений в обществе.
Художник Б.М.Неменский разработал программу по овладению изобразительным
искусством в школе. Вместо традиционного обучения изображению отдельных
предметов или их частей она предусматривает творческое отражение учащимися
окружающей жизни, происходящих явлений и событий. Это создает предпосылки не
только для осмысления органической связи искусства с жизнью, но и для развития
художественных способностей учащихся.
Развитие
художественно-эстетических способностей и творческих задатков учащихся в
области искусства не может быть ограничено только рамками учебных занятий.
Весьма важную роль в этом играют внеклассная работа, создание кружков по
литературе, изобразительному и музыкальному искусству, проведение различных
олимпиад, конкурсов, выставок работ учащихся и т.д. Содержание и специфика этой
работы раскрываются в методике соответствующих предметов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий